Как же хочется жить хорошо! Успешно, ярко прибыльно. Только и слышно вокруг с разных тренингов, блогов, статей, что ты хозяин своей жизни, все можешь изменить в одночасье, что все будет, если сильно хотеть!
А хочется, как правило, быть кем? Тем, кто ничего не делает и много получает, то есть начальником!
Окрыленный такими мыслями, ты решаешь стать… Ну конечно! Собственником бизнеса! Как правило, все равно какого, но обязательно успешного и прибыльного!
А где такой взять? Да еще если нет опыта. Вариантов немного: создать самому – потратить время, силы и бюджет, или найти уже готовый, упакованный, раскрученный, вкусный!
И вот, ты уже в каталоге франшиз! Ищешь то, что приблизит тебя к мечте!
К тому же, статистика Роспатента говорит о ежегодном росте числа регистраций франшиз.
Все красиво, презентабельно и сулит огромную выгоду. И как тут выбрать?
Попробуем разобраться. Быстро не получится - время потратить придется, но ведь разве это может нас остановить, когда мы так близко к счастью?
Так ведь здорово, что все «упаковано», как правило, красиво описано, умными словами и терминами (а как иначе!), и сулит огромную прибыль по принципу - «Все само работает, бери не пожалеешь, будешь сам начальник и в миг разбогатеешь!».
Выбрали направление бизнеса, посмотрели презентацию, почитали, как все красиво, все! Захотели!
Наступил этап рассмотрения экономической и юридической сути вопроса, который, ну прямо скажем, часто портит настроение и становится угрозой мечте!
Добро пожаловать в реальность!
Оказывается, что нет в Российском законодательстве понятия «франшиза»!
Как так? А что есть?
Договор коммерческой концессии
Есть понятие коммерческая концессия и это понятие определяет Гражданский кодекс РФ. Немного скучной, но очень важной основополагающей теории нам прочитать придется. Ведь как строить мечту без юридического фундамента!
Согласно ст.1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, владелец товарного знака) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, получатель права на товарный знак) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
И уже из определения понятия концессии мы видим, что мы получим полный комплекс прав, о разработке и оформлении которых уже позаботился наш правообладатель, которого мы называем франчайзер. Далее мы так и будем называть всех «модными» и вошедшими в обиход словами: тот, кто продает франшизу франчайзер, кто покупает, пользуется – франчайзи.
Подводные камни франшизы
Что же мы делаем перед покупкой франшизы? Верно, тщательно и пристально проверяем все условия договора. Денежные вопросы - самые важные, ведь ради прибыли все и затевается! Значит, изучаем все формулировки: что Вам передает франчайзер, на каких условиях распределяется прибыль, что Вы получаете. Не стесняйтесь брать длительное время на изучение договора - не поддавайтесь просьбам заключить договор здесь и сейчас в момент эйфории сказочных рассказов о прибыли. Скорее это будет манипуляция в целях достижения своей цели - продать и забыть!
Думаю, что Вы так и сделаете, поэтому продолжим разбираться в тонкостях и деталях концессии в спокойной и располагающей обстановке.
Условно, договор можно разделить на несколько зон риска, изучив которые, Вы поймете, можно ли брать именно эту франшизу:
- Предмет договора.
- Финансовые условия
- Гарантии
Предмет договора коммерческой концессии
Предмет договора определяет, какой договор перед Вами. Стоит обратить внимание, что заключение договора от имени физического лица быть не может. На практике встречаются попытки передачи прав без по договору без образования какого либо юридического лица или ИП. Редко, но бывает, думаю, что Вы такого уже не допустите.
Как ранее мы с Вами ознакомились с определением понятия Коммерческая концессия, то сразу понятно, что смотрим, есть в предмете договора комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, прежде всего.
Да, вроде бы это само собой разумеется, что права на товарный знак должны быть! А на практике, часто бывает, что товарного знака нет! Передается просто комплекс прав, например, на фирменное наименование, коммерческое обозначение и т.д.
Нет товарного знака - нет франшизы!Обратите внимание, что это уже не будет договор коммерческой концессии, и Вы не сможете его зарегистрировать. Это может быть любой договор: поставки, купли-продажи, сотрудничества, агентский договор, который будет красиво называться «Франшиза», но никак не юридически верный договор коммерческой концессии.
В чем риск? В том, что может получиться так, что вы будете использовать чужой товарный знак, завуалированный под коммерческое обозначение и в один прекрасный момент получите претензию или иск с требованием уплатить штраф за использование чужого товарного знака. Очень неприятная ситуация, когда бизнес и бренд раскручен, а он по закону не Ваш и его придется менять. Для некоторого бизнеса это не просто убыточно, а практически невозможно!
Обратная ситуация в договоре, когда по франшизе передается только товарный знак, а не комплекс прав. Ситуация более удачная, Вы не понесете риски штрафа за незаконное использование чужого товарного знака.
Но, это будет лицензионный договор, который даст Вам права на использование только Товарного знака. (Обратите внимание, что его так же необходимо регистрировать в Роспатенте.) а как Вам передадут другие права на бизнес процессы, технологию, дизайн и т.д.?
Если передачу этих прав прописать в лицензионном договоре- то это уже не лицензионный договор и Вы не сможете его зарегистрировать. То есть Вы, фактически, будете использовать товарный знак без документов, то есть незаконно! И правообладатель в любое время может предъявить к Вам требования прекратить использовать его товарный знак. Да, это будет Ваш «бывший» партнер- франчайзер, у которого Вы взяли вот такую интересную франшизу.
Вывод: смотрите внимательно на стороны предмет договора, который определяет его правовую природу и, в зависимости от этого, просчитывайте риски.
Финансовые условия франшизы
После того, как Вы проверили условия договора, смотрим на то, ради чего все затевается: на финансовую модель франшизы и сроки ее окупаемости.
Сколько стоит для Вас франшиза? Есть ли «вступительный взнос» - разовый платеж при покупке франшизы?
В каком порядке и размере происходит распределение долей в прибыли?
Для Вас, как покупателя франшизы, очень важно, как распределяются доли в договоре франшизы. То есть из условий договора Вам должно быть понятно, что заработаете Вы, а какую часть прибыли отдадите франчайзеру.
Зная Ваши вложения и прибыль, которую прогнозируете получить Вы по результатам рассмотрения сметы расходов и доходов предложенной франчайзером, Вы легко сможете вычислить срок окупаемости франшизы.
Обращайте внимание на уровень цен и востребованность услуг в зоне действия вашей франшизы, чтоб Вы могли заработать а не проработать! Что для одной местности успешно ( например, снегоходы для севера или панамки для юга), то для другой - не имеет значения.
Рассчитывая прибыль с учетом предложенной финансовой модели франчайзи, всегда учитывайте финансовые условия и спрос именно в зоне действия Вашей франшизы.
Гарантии франшизы
Условия договора о гарантиях важны для Вас, как для человека, начинающего новый бизнес. Как говорят: «Хочешь мира-готовься к войне» Эти условия должны защитить Вас на случай наступления кризисных ситуаций. Например, если франшиза «не пойдет», не будет приносить прибыль - как быть? Как расторгнуть договор? Как закрыть бизнес? Как быть в случае образования задолженности?
Из текста договора должно быть понятно, что Вы теряете и с чем остаетесь.
Идите к Вашей цели, рассчитывайте на успех и минимизируйте риски - изучайте Ваши гарантии на начальном этапе.
Если Вы, при принятии решения о покупке франшизы, в спокойной обстановке сосредоточите внимание хотя бы на этих трех вопросах, которые мы с Вами рассмотрели, Вы, как минимум, сможете сделать вывод о юридической чистоте предложения франчайзера и максимум - реально посчитать срок окупаемости вложений и прибыль. Уже эта картина позволит Вам принять решение как глубоко идти дальше и планировать покупку франшизы или не тратить время и рассмотреть иные варианты.